Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, Геращенко Ф.А. является локальным актом по организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ(НОДА).
Основные понятия.
- Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
- Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- Опорно - двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – это дети с различными отклонениями в состоянии соматического, психологического, психического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающей образовательной среде, отвечающей их особым образовательным потребностям. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» НОДА носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительным разнообразием и различной степенью выраженности нарушений. Однако можно выделить некоторые сходные нарушения. Дети с НОДА часто интеллектуально сохранны, тем не менее, у них отмечаются не грубые нарушения когнитивной сферы, эмоционально волевая и личностная незрелость, нарушения речи. Эти нарушения вызывают трудности в своевременном формировании всех видов детской деятельности. Эмоционально-волевая незрелость у отдельных детей с НОДА проявляется в эмоциональной лабильности, ригидности, тревожности, патологических страхах или аффективности. У некоторых детей с НОДА отмечается недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности, что связано с общей ослабленностью и астенией. У отдельных детей с НОДА отмечаются негрубые нарушения мышления (пространственная ориентировка), внимания (недостаточно устойчивое, низкая концентрация), трудности с запоминанием информации. Дети с НОДА отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений. У них замедлены моторика речи и письма, нервная реакция, расстроена координация движений. Речевое развитие детей с НОДА имеет свою специфику и проявляется в более длительных сроках коррекции.
В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:
Неврологический характер двигательных расстройств. Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
Поражение ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. Индивидуальный предприниматель Гаращенко Ф.А., осуществляющий образовательную деятельность по программам дошкольного образования, комплектует группу НОДА детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата не неврологического характера.
Актуальность АОП для детей с НОДА обусловлена необходимостью построения системы физкультурно – оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, так как ни одна из примерных образовательных программ не предполагает систему работы с детьми с НОДА. Вариативная часть программы представлена как часть программы, формируемая участниками образовательных отношений индивидуального предпринимателя Геращенко Ф.А., осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.
Виды групп, режим работы.
1.Виды групп. Группу дневного пребывания посещают дети в возрасте от 1,5 до 8 лет. Организация воспитательно – образовательного процесса осуществляется в трёх возрастных подгруппах: младшая, средняя, старшая подгруппы.
2.Режим работы: С 700 до 2000 при пятидневной рабочей неделе.
I.Целевой раздел программы.
Обязательная часть.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников;
- развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям;
- обеспечение гарантированного государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Задачи программы.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно – образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в организации оздоровительно – профилактической и коррекционно – развивающей работы с детьми.
Задачи.
Оздоровительно – профилактическая и коррекционно – развивающая деятельность.
Управленческие:
- провести по согласованию с родителями диагностику исходной ситуации, выделить существующие проблемы по организации коррекционно -педагогического сопровождения детей с НОДА;
- разработать мониторинговое сопровождение программы, в случае необходимости, своевременно корректировать оздоровительную
деятельность;
- совершенствовать материально-техническое оснащение
педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников;
- активизация обратной связи с родителями, направленной на
повышение эффективности коррекционно-оздоровительного процесса. Оздоровительно - профилактические:
создать оптимальные условия для психофизической реабилитации детей с НОДА и социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников;
обеспечить комплексную физическую реабилитацию детей с НОДА (ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка);
обеспечить психопрофилактику и психокоррекцию нарушений личностной сферы ребенка;
обеспечить коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими проблемы речевого развития (по заключению ТПМПК);
выработать систему эффективных форм и методов коррекционно – оздоровительной и образовательной работы с воспитанниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни и основ гигиенической культуры:
вызвать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулирования;
содействовать повышению уровня производительности двигательных актов (техника движения, результативность);
развивать двигательные качества и способности детей с учетом группы здоровья и ограничений физических нагрузок;
прививать детям привычку к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом.
Формирование валеологической культуры дошкольников:
формировать потребность детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи;
формировать культуру питания, расширение знаний детей об особенностях действия продуктов питания на организм и состояние здоровья человека.
Психолого – педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе. Одним из важных направлений в работе современной образовательной организации является создание психолого – педагогических условий для разностороннего развития детей. Одним из компонентов работы является психолого – педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе, направленное на создание условий обеспечения психо – эмоционального комфорта ребёнка в образовательном процессе и помощи ему в познавательно – речевом развитии. Комфортное проживание ребёнком периода дошкольного детства, как основа формирования жизнерадостности, оптимизма, уверенности, самодостаточности. Это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребёнка, задаваемая определённым содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет обогащение детского развития, а не интенсификацию развития отдельных психических функций. Данное направление осуществляется в образовательной организации воспитателями и специалистами в рамках воспитательно – образовательной и физкультурно – оздоровительной деятельности с детьми.
2.4.Особенности общей организации коррекционно – педагогической деятельности.
Содержание специфической коррекционно – педагогической деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной творческой группой на основании опыта работы образовательных Организаций города Краснодара и России. Коррекционно – педагогическая деятельность носит профилактическую, оздоровительную направленность, создание в группе и дома необходимых условий для успешной корреции тех отклонений в состоянии здоровья и развития детей, которые выявлены у детей специалистами в области здравоохранения и зафиксированы в медико – психолого – педагогических заключениях ТПМПК, выданных семье для определения ребёнка в группу. Контроль за состоянием здоровья, динамикой коррекции отклонений контролируется внутри группы и лечебным учреждением, где ребёнок состоит на учёте. Работа с медицинскими учреждениями осуществляется родителями. Коррекционно – педагогическая деятельность носит интегрированный характер: вся деятельность специалистов объединена и рационально распределена в течение дня и носит комплексный характер в зависимости от нозологии нарушения ОДА.
2.5.Особенности физкультурно-оздоровительной и коррекционно – педагогической работы.
Направление№1. Мероприятия физкультурно-оздоровительной и коррекционно – педагогической работы, проводимые в подгруппах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста:
- дифференцированные ортопедические режимы;
- утренняя и корригирующая гимнастика; физкультминутки;
- физкультурные паузы между занятиями в форме коррегирующих
игр и упражнений; традиционные физкультурные занятия;
- физкультурно – оздовительные (коррегирующие занятия);
- мероприятия по формированию здорового образа жизни;
- физкультурно-коррекционные мероприятия для детей с НОДА, а именно:
ограничение положения сидя, остеопатическая (коррегирующая) гимнастика
в постели (после сна),основные коррекционные позы упражнения ;
Прогулка, в том числе: интенсивная прогулка, построенная на подвижных играх и специальных игровых упражнениях. Корригирующая гимнастика после сна, в том числе: хождение босиком после сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, игры с водой ( в летний период), круглогодично в бассейне по согласию и заявлению родителей.
Физкультурный досуг. Физкультурный праздник. Недели здоровья. Направление№2. Нетрадиционные технологии оздоровления детей с НОДА в подгруппах среднего и старшего дошкольного возраста:«Самомассах Су- Джок»; подвижные коррекционные игры.
Направление№3. Нетрадиционные технологии оздоровления детей с НОДА в подгруппах старшего дошкольного возраста:
- «Игровой оздоровительный массаж», «Самомассах Су- Джок»; подвижные коррекционные игры;
- круглогодичное оздоровление в бассейне по согласию и заявлению родителей Направление№4. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы речевого развития по рекомендации ТПМПК.
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
Ведущая цель сотрудничества: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, обеспечения права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи сотрудничества:
- устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- повышать психолого – педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях;
Педагогическая концепция коллектива в работе с родителями:
- в сотрудничестве с родителями важно стремиться к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций.